C E

ГАИ или европротокол: что выбрать и как разобраться во всём многообразии страховых услуг

Недавно Now вместе с Марией Вашкевич (блогером АвтоМашей) решил разобраться в теме автомобилей. Начали с электромобилей, продолжили подробным гайдом о том, что нужно учесть при покупке новой машины и правда ли она теряет в цене 20% сразу, как только выедет из салона. Сегодня же поговорим на животрепещущую тему для всех автовладельцев — про автостраховки и изменения, которые их коснулись с 1 марта. Для этого даём слово Марии.

1-min.jpg

Прежде чем перейти к изменениям в КоАП (кодексе об административных правонарушениях), коротко структурирую, какие же в нашей стране есть предложения по страховым услугам.

Застраховаться можно как самостоятельно, обратившись в страховую компанию и сделав всё через страхового агента, так и через посредника, так называемого страхового брокера.

Главное отличие в том, что брокер может предлагать страховки от разных компаний. Здесь всё зависит от поставленных задач. По сути, это что-то вроде службы формата «одно окно». Самое приятное — брокеры работают со многими компаниями и не зависят от них. В отличие от страховых агентов. Как итог — брокер всегда на стороне клиента, что особенно важно при урегулировании споров.

Стоимость услуг брокера при этом никак не отличается от цен агентов. Система удобная. Осталось разузнать подробности.

Со всеми вопросами я отправилась к независимому эксперту — в брокерскую компанию All Insurance.

2-min.jpg

Вопрос №1. Какую автостраховку брать?

Всем без исключения водителям необходимо приобретать полис обязательного страхования автотранспортных средств («автогражданка»).

  • — Мне, кстати, больше нравится американская система страхования — не машины, а ответственности водителя, распространяющаяся на все транспортные средства, которые он водит. Надеюсь, когда-нибудь и у нас будет такая.

Эта страховка распространяется только на возмещение вреда невиновному в ДТП. И по ней есть ограничения в лимите ответственности. Это всего лишь 10 000 евро за причинение вреда жизни и здоровью. И столько же за повреждение других транспортных средств. Например, если попали в Mercedes-Benz Maybach, придётся доложить владельцу из своего кармана.

Все остальные виды страхования не обязательны для большинства. Тем не менее, они достойны внимания.

Полная страховка («АвтоКаско»). Такая может быть условием при покупке машины в кредит или лизинг. Она позволяет возместить ущерб владельцу автомобиля даже в том случае, если он виновник аварии. «АвтоКаско» распространяется практически на любые повреждения машины — и вследствие разгула стихии, и хулиганов.

3-min.jpg

Обычно на этих двух типах страховок познания рядового автолюбителя заканчиваются.

А как же «Техассистанс» — предоплаченная помощь в дороге? Она тоже является видом страховки. Покрывает не только эвакуацию в случае ДТП, но и все мелочи вроде мобильного шиномонтажа. Колесо ведь может лопнуть даже у самого аккуратного водителя.

  • — Кстати, «Техассистанс» станет отличным подарком начинающему водителю. Я и сама подумываю подарить такую родителям.

Пойдём дальше.

Знали ли вы о страховании водителя и пассажиров? По сути, это как страхование жизни, но стоит значительно дешевле. А с учетом того, что по довольно грустной статистике летальные исходы в ДТП с отрывом лидируют среди всех причин немедицинского характера (даже в странах, где ведутся военные действия), это самое логичное страхование жизни и здоровья.

Есть и специальные продукты, оптовые предложения.

Больше всего мне понравилась комплексная услуга страхования при заключении договора в А-Лизинг «Спокойствие в пути». По цене «АвтоКаско» (3,5% от страховой стоимости автомобиля) можно купить все вышеописанные виды автострахования, а плюс к этому — расширенную «автогражданку» (+20 000 евро к лимиту обычной) и защиту лизингополучателя на случай утраты им трудоспособности (до 100% от суммы долга).

Не предусмотрены, разве что, захват земли пришельцами Нибиру. Но это не точно, надо внимательнее почитать то, что мелким шрифтом.

Вопрос №2. Как пользоваться?

А вот тут переходим к самому интересному — что же делать при наступлении страхового случая?

До 1 марта этого года рекомендацией всем с «Автокаско» было «вызывать ГАИ». Теперь же в силу вступили изменения, по которым даже мелкая царапина может трактоваться как «создание аварийной обстановки». А это внушительный штраф с лишением прав на срок до двух лет.

Может, не нужна справка о ДТП от ГАИ, и достаточно заполнить европротокол? Его придумали как раз для таких мелких аварий. Им можно воспользоваться, если:

  1. участниками аварии стали два автомобиля (ни больше, ни меньше);
  2. нет вреда жизни и здоровью людей;
  3. виновник согласен с тем, что он виновник;
  4. у всех всё в порядке с документами;
  5. ущерб оценивается менее, чем в 800 евро.

4-min.jpg

В руках АвтоМаши — тот самый европротокол

Бланк европротокола можно взять на заправке или у своего страховщика.

Вопрос №3. Как узнать свои условия страхования по «АвтоКаско»?

Договором страхования может быть предписано обязательное обращение к компетентным органам. В таком случае, разумеется, никаких европротоколов. Только вызов ГАИ.

  • — Кстати, к компетентным органам относятся не только ГАИ, а также милиция и даже метеослужба в случае града.

Могут быть установлены и некоторые ограничения. Например, не более 2 европротоколов в год без справки от ГАИ на сумму не более 7% от страховой.

А может и не быть ограничений по количеству европротоколов, но сумма ущерба будет не более тех самых 800 евро.

Ещё может быть установлена франшиза — то есть сумма, ниже которой убыток не возмещается. Так, например, страхуют автомобили для такси.

Как правило, брокеры изначально предлагают оптимальный вариант. Но если вдруг условия перестали вас устраивать, можно просить сменить страховщика.

Видно, что оснований для паники владельцам «АвтоКаско» нет. Но, конечно, всегда остается сложный моральный выбор, что же делать, если вы не виновник, — использовать свою попытку обращения к европротоколу или же оставить себе на будущее.

А вот по поводу износа деталей при оформлении европротокола переживать не нужно. Дело в том, что в обязательном страховании (та самая «автогражданка», с которой мы начали разбор) страховщик виновника ДТП производит выплаты с учетом износа. Выехала машина за ворота автодилера — уже не новая. И с поцарапанного бампера высчитают ровно столько, на сколько он уже «постарел». Но в этом случае пострадавший может подать 2 заявления. Основную сумму выплатят по «автогражданке», а страховщик «АвтоКаско» доплатит разницу до стоимости новой запчасти (в А-Лизинг, кстати, машины страхуют без учета износа). Это спасет и в случае скрытых повреждений.

Пора перейти от теории к практике

Европротокол заполнять несложно, но в стрессе многие делают это, увы, неправильно. В последующем это приводит к отказу в выплате.

Максим Халецкий, начальник отдела урегулирования убытков All Insurance, рекомендует первым делом позвонить и проконсультироваться со своим страховщиком.

5-min.jpg

Также нужно набрать и дилеру, который будет ремонтировать автомобиль. Узнайте примерные расценки на поврежденный элемент.

Если же вы открыли автостраховку в А-Лизинг, всё пройдёт куда быстрее — нужно просто обратиться в центр урегулирования страховых случаев А-Лизинг (+375-44-570-00-52), и вам оперативно помогут с информацией и всё разузнают без лишних звонков с вашей стороны.

6-min.jpg

На всякий случай к европротоколу нужно взять ещё и расписку с виновника в свободной форме. Да, она не поможет для получения выплаты в страховой, но спасет в случае неправильного заполнения и возмещения убытков через суд.

Смешная рекомендация, конечно, но очень актуальная, — не выдумывать ничего. Дело в том, что многие так боятся быть виновниками ДТП, что придумывают всякие истории.

Вот кейс, который рассказал Максим Халецкий. Страхователю было отказано в выплате. Он повредил бампер о высокий бордюр, а в заявлении написал, что увидел повреждения уже на парковке. Только вот условиями страхования был предусмотрен вызов милиции при причинении вреда третьими лицами.

Для баланса приведу хорошую историю. Мой коллега, Илья Иванов, обратился с европротоколом на сервис с царапиной на левом заднем крыле на своей Skoda. После снятия бампера сотрудники автоцентра обнаружили скрытые повреждения с правой стороны автомобиля. В итоге коллега вспомнил, что пару недель назад при парковке задним ходом задел столбик ограждения в снегу. Никаких видимых повреждений не было, даже микроцарапин, поэтому не придал значения этому случаю. И если бы не отдал машину в сервис, про это повреждение бы даже не подозревал. Однако оно могло бы вылезти при последующей продаже автомобиля. Ну а так как по условиям страховки ущерб не более 7% не требует справки от ГАИ, все найденные поломки починили без проблем. Красота.

7-min.jpg

Осторожно, мошенничество!

В тот момент, когда я беседовала с ребятами из страховой, мне позвонила приятельница. Вся в слезах. На парковке к ней пристала девушка и утверждала, что подруга поцарапала ей машину. Требовала 150 долларов наличными, иначе вызовет ГАИ. А там прощай права.

Часто в случае получения наличных такие люди не останавливаются, а действительно вызывают ГАИ, но уже после того, как расплатившийся уедет. И тогда вот уже точно лишение — за оставление места ДТП.

Думаю, это первые ласточки, и сейчас подобный приём будет использоваться все чаще. Поэтому помните — никаких наличных. Страховка для того и существует, чтоб вы тратили деньги только на очередной взнос. А такие требования — чистое вымогательство, в ответ на которое вы можете смело вызывать милицию.

8-min.jpg

Есть и менее явные случаи мошенничества

Если пострадала припаркованная машина, ее владелец может не иметь действующего водительского удостоверения. А вот страховка для европротокола у него обязана быть.

Сейчас многие не оформляют бумажные полисы. Но даже наличие страховки с нормальными датами не означает, что она оплачена полностью. А просроченная даже на день оплата подразумевает полное отсутствие «автогражданки».

Поэтому не верьте, а проверяйте. Сделать это можно, позвонив в Белорусское бюро транспортного страхования (+375-17-209-85-00). Или пробить у них на сайте btib.org. А можно спросить всё за один раз через А-Лизинг, если взяли автомобиль в лизинг и оформили страховой договор.

И ещё. Не оставляйте документы в машине. В случае угона мошенником могут посчитать… вас. Также будьте осторожны, давая кому-то покататься на своем автомобиле. Если вы добровольно передали документы, а машину вам не вернули, то это тоже могут признать соучастием в мошеннической схеме.

Моя рекомендация — не откладывать знакомство со своим полисом до наступления страхового случая, а почитать его внимательно прямо сейчас.

Источник: Альфа-Now — глоток свежих новостей от Альфа-Банка