C E

Электромобили — дань моде или вполне ощутимая выгода?

Электромобили уверенно завоёвывают мир.

Они прочно вошли в автоиндустрию, и в 2020-м каждый месяц лишь укрепляли свои позиции. Свидетельство тому — с какой охотой скупаются акции Tesla и NIO не только во всём мире, но и у нас, в Беларуси. Now не смог пройти мимо такого тренда и вместе с автоблогером, гонщицей и инструктором контраварийного вождения Марией Вашкевич, известной как АвтоМаша, разобрался, на что способны экоавто с зелёными номерами, где, как и за сколько их можно купить, а также выгодны ли они в белорусских реалиях. Передаём слово АвтоМаше.

electro.jpg

АвтоМаша и Tesla

Не будем медлить и сразу начнём.

Дано: семья из пяти человек, частный дом под Минском, восьмилетний корейский автомобиль.

Нужно: идеально — два автомобиля. Один — семейный микроавтобус для путешествий, второй — маленький и максимально дешёвый в эксплуатации, чтобы каждый день ездить на работу в город.

Дополнительное условие: прошлый год, как и у большинства, не только не позволил заработать на смену машины, но ещё и в заначку пришлось залезть. То есть денег нет.

Решено: посчитать, а не выгоднее ли мне будет продать старую машину и купить новый электромобиль в кредит или лизинг. Вдруг это окажется дешевле в трёхлетней перспективе, чем топливо и ремонты пожившего корейца. Тем более, что путешествия сейчас под большим вопросом.

Где искать и смотреть электромобили

Конечно, хочется новую машину. Но на нашем рынке новенькие электромобили можно взять только премиальные — BMW, Jaguar. Из более-менее доступных — Geely. Этот вариант не подходит: у них большой седан, а я хочу маленькую машинку, чтобы ездить каждый день на работу и не париться с парковкой.

Можно посмотреть частные объявления. Но у меня столько вопросов, что вряд ли на них ответит обычный автолюбитель.

Поэтому я поехала на специализированную площадку по продаже электромобилей GreenCars и полдня расспрашивала специалиста по продаже Максима и директора Алексея. Посредники хороши ещё и тем, что можно выбрать приглянувшийся вариант в наличии, а можно и пригнать под заказ любой каприз.

electro6.jpg

Алексей, директор GreenCars


Вот мои 100500 вопросов об электромобилях и ответы на них

— Как долго прослужит батарея?

Прослужит намного дольше, чем кажется. Мы сейчас судим по первым аккумуляторам гибридных авто. С тех пор технологии шагнули далеко вперёд. Конечно, многое зависит от модели и стоимости автомобиля. Так, у самого популярного варианта, Tesla, продвинутая технология оптимизации использования батарей. Она подогревает их в морозы и охлаждает при быстрой зарядке. В итоге ёмкость батареи падает в год всего на 0,7-1%. То есть от первоначальных 400 км через пять лет останется 380. Несущественно, правда? В машинах попроще деградация батарей происходит быстрее, до 3% в год.

— А от чего зависит, насколько быстро батарея теряет ёмкость?

Быстрая зарядка из-за нагрева быстрее изнашивает аккумуляторы. Также они не любят полной разрядки. Просто стоя на морозе, машина теряет около 5% заряда в сутки. Так что стоит насторожиться, если предлагают купить машину, которая давно в продаже без движения.

— Но их же можно заменить?

Можно. И даже увеличив ёмкость. Стоимость около 4000$. Но вот есть ли смысл с учётом, что в дорогой Tesla это вряд ли понадобится в ближайшие годы, а в недорогой машине — это сразу полстоимости.

electro1.jpg

Nissan Leaf


— Имеет ли смысл брать старые электромобили?

Десятилетнюю Tesla без проблем. Chevrolet Volt, у которого батарея в салоне, тоже неплохая покупка. А вот Nissan Leaf первого поколения не имел подогрева батарей. И запас хода там может быть очень мал.

— Как узнать остаточную ёмкость? Могут ли народные умельцы её накрутить, как откручивают пробег?

Для Tesla можно узнать только на сервисе со спецоборудованием. Но и накрутить ничего не выйдет в кустарных условиях. В недорогих же авто индикатор может быть прямо на панели. Зато его можно обнулить — и только в течение ста километров компьютер проанализирует и даст точное значение. Неприятный сюрприз, если покупать у непроверенного продавца.

— Растаможка нынче бесплатная, и электромобили стали доступнее. Но ведь сейчас придётся заряжать платно?

Да. Обычная домашняя розетка обойдётся примерно в три рубля на сто километров, а быстрая городская выйдет в районе пяти рублей.

— Так ли это экологично? А производство электричества? А утилизация батарей?

Вопрос экологичности станций — это уже не к электромобилям. Конечно, хотелось бы ветряки и солнечные батареи. Но ведь и производство топлива сильно влияет на экологию. Зато в случае использования электричества это однозначно помогает вынести выбросы за пределы городов и снизить нагрузку на наши лёгкие. Что касается аккумуляторов, современные батареи ещё не выработали свой ресурс. Плюс под давлением экоактивистов уже вовсю разрабатывают технологии утилизации.

— Насколько это безопасно и удобно для пешеходов? Ведь электродвигатель бесшумный.

Этим уже тоже озаботились производители. В Tesla, например, есть наружный динамик, который на малой скорости жужжит. Chevrolet Volt оборудован специальным сигналом для пешеходов, который тихонько «крякает», чтобы не пугать.

— А что со стоимостью обслуживания и запчастей?

Вначале, когда растаможка была платная, было выгодно привозить только битые машины с аукционов. К ним, естественно, добирали много запчастей. Но сейчас их ещё больше. Например, растаможить две тонны запчастей обойдётся в 2000$. А привезти и разобрать машину на запчасти — бесплатно. Смотрите сами, фара для Tesla обойдётся примерно в 300$. А светодиодная на обычную машину среднего класса — уже около 700$. Ну и Китай подтянулся со своим ассортиментом и низкими ценами.

electro3.jpg

— Ехала я, ехала, и села батарейка. Тут в канистре не подвезут топлива, что делать?

Подвезти машину до зарядки. Кроме этого, она будет заряжаться, пока её тянут.

— Мне в частном доме понятно, как заряжать, а горожанам что делать?

Самый простой вариант — удлинитель из окна. Приложение в смартфоне показывает, насколько машина заряжена. И сразу скачать карту электрозаправок, в Минске их очень много. Tesla сама подскажет при низком уровне заряда, куда ехать. Ещё, кстати, на многих паркингах бесплатный въезд для подзарядки электромобилей.

— И как долго ждать?

Обычная розетка даёт запас хода 20 километров за час. А если от щитка шнур потолще, то и все 100 можно. Экспресс на 120 кВт заряжает от 0% до 80% всего за полчаса. То есть даже пообедать толком не успеешь, а батарея уже полная.

— А как же зимой? Двигатель же не греет?

Зимой, конечно, пробег уменьшается, ведь много энергии уходит на обогрев. В зависимости от силы мороза, может снизиться даже в два раза. Зато греется салон намного быстрее, чем в машинах с двигателем внутреннего сгорания.

Что ж, я получила исчерпывающие ответы на все вопросы.

electro2.jpg

Вооружаемся калькулятором и всё подсчитываем

Моя машина стоит сейчас примерно 6500$. Затраты на топливо — примерно 100$ в месяц. То есть это 3600$ за три года.

Конечно, хочется Tesla, но её цена в 43000$ неподъёмная для меня. Присмотрела популярные BMW i3 (2014 г.в., 17000$) и Nissan Leaf (2014 г.в., 9900$), а также редкий Renault City K-ZE (2019 г.в., 12800$).

electro4.jpg

Слева направо: BMW i3, Nissan Leaf и Renault City K-ZE

Отправляю свои хотелки в Альфа-Банк, в котором обслуживаюсь, и в А-Лизинг.

Кредит

Кредит предлагают взять наличными. 15000 белорусских рублей на четыре года, по нынешнему курсу это примерно 6000$. На BMW не хватает, увы.

Зато с лихвой хватает на Nissan. Ежемесячный платёж составит примерно 120$, то есть за четыре года недостающие мне 3400$ превратятся в 5750$. Так, топливо съест за это время 4800$, а кредит всего 2360$. Хм, неплохо.

Теперь посчитаю Renault. На него мне хватает впритык. Ежемесячный платёж составит около 212$, всего переплата за четыре года будет 4176$. Получается дешевле, чем содержать бензиновую машину. Ничего себе!

А теперь посмотрим, что предлагает А-Лизинг

Обязательное условие — полная страховка. Что ж, это даже хорошо. Так намного спокойнее и не надо договариваться со своей жадностью.

С учётом продажи машины, плата за лизинг в случае покупки BMW составит чуть более 4000$. Если же просто сделать минимальный взнос 30% (5100$), то переплата будет 4358$. Хм, а ведь 3600$ на старой — это только топливо. А это же будет BMW!

Nissan Leaf дешевле 10000$. Взять его в лизинг не получится, так как по условиям взять авто с пробегом в А-Лизинг можно при его стоимости от 10000$.

А что же практически новый Renault? Максимальный взнос при лизинге — 40% (5120$). То есть часть от своих 6500$ можно оставить себе. За три года я заплачу лизинговой компании 2654$. Это точно меньше, чем сожрёт топлива моя нынешняя машина. Я получу в итоге почти новую машину вместо десятилетней, и это с учётом полного каско.

Может, ещё и электроскутер?

Если же я решу заплатить аванс за Renault только 30% (3840$), оставшихся наличных от продажи старой машины (6500-3840=2660$) хватит на электроскутер (а может, даже и на электомотоцикл). Тогда за три года платежи за лизинг на приобретение электромобиля составят 2900$.

А ведь второй транспорт в загородном доме — не роскошь, а необходимость. И мне так идёт этот мотоцикл. Кажется, решено.

electro5.jpg

Источник: Альфа-Now — глоток свежих новостей от Альфа-Банка